Создание GTK-приложения на AArch64: Минимальный GUI на Ассемблере

27 августа 2024

Введение

В этой статье я покажу, как написать и собрать простую программу на языке ассемблера для архитектуры AArch64, которая создаёт окно с текстом "Hello, World!" на Linux, используя библиотеку GTK+. Мы рассмотрим шаги от написания исходного кода до сборки и выполнения программы.

Что делает наша программа?

Программа создаёт окно с заголовком "Hello, World KolibriOS!" и внутри этого окна отображает текст "Hello, World!". Эта задача выполняется с использованием библиотеки GTK+, которая широко используется для создания графических интерфейсов в Linux.

Исходный код

Ниже представлен полный исходный код программы на ассемблере для архитектуры AArch64: vk.com/wall4472194_12462

Шаги по сборке программы

Теперь, когда у нас есть исходный код, давайте соберём программу и запустим её на вашей системе. Я предположу, что у вас установлены все необходимые инструменты, такие как компилятор clang, ассемблер as, и библиотеки GTK+3.

1. Создайте файл с кодом

Создайте файл с именем hello.asm и вставьте туда код программы.

nano hello.asm   

Сохраните файл и выйдите из редактора.

2. Скомпилируйте код ассемблера

Используйте as для ассемблирования кода в объектный файл:

as -o hello.o hello.asm   

Этот шаг создаст объектный файл hello.o.

3. Ссылкуйте объектный файл и создайте исполняемый файл

Теперь вам нужно создать исполняемый файл, используя компилятор clang и линковщик. Убедитесь, что вы подключаете необходимые библиотеки GTK+:

clang -o hello hello.o $(pkg-config --libs gtk+-3.0) -nostartfiles   

Здесь флаг -nostartfiles используется для того, чтобы не включать стандартные стартовые файлы C, так как мы сами написали входную точку программы (_start).

4. Запустите программу

После успешной сборки вы можете запустить вашу программу:

./hello   

Если всё прошло успешно, вы увидите окно с заголовком "Hello, World KolibriOS!" и текстом "Hello, World!" внутри.

Отладка

Если ваша программа завершилась с ошибкой сегментации (Segmentation fault), возможно, стоит проверить:

  1. Порядок вызовов функций: Убедитесь, что вызовы функций GTK выполняются в правильном порядке.
  2. Регистры и указатели: Убедитесь, что регистры правильно используются и передают правильные данные.

Заключение

В этой статье мы создали простое приложение с графическим интерфейсом, используя ассемблер для архитектуры AArch64 и библиотеку GTK+. Хотя это пример минимального приложения, он показывает, как можно напрямую взаимодействовать с библиотеками высокого уровня на низкоуровневом языке программирования.

Надеюсь, эта статья была полезной и вдохновила вас на дальнейшие эксперименты с ассемблером и графическими интерфейсами на Linux!